Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

КОНСТИТУЦИЯ-1993: РЕФОРМИСТСКИЕ ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

10.01.2014

А. Андрианов

Сущность понятия конституции

Конституция! С чем ассоциируется это понятие? Пожалуй, чаще всего в сознании возникает следующий ассоциативный ряд: права, свобода, защита, безопасность. Действительно, конституция упорядочивает жизнь общества, порождая гражданские отношения, дарует гражданские права и свободы, гарантирует их соблюдение и защиту, обеспечивая безопасность граждан в рамках закона. Указанные ценности, несомненно, являются ключевыми в цивилизованном обществе, но весь вопрос в том, насколько они обеспечивают реальное благополучие общества. Кратко рассмотрим качество действующей Конституции России, как фундаментального института гражданского общества, с точки зрения реального позитивного эффекта на жизнь государства и граждан.

Организованная жизнь любого общества регламентируется правилами. Часть из них является неписанной, не является жестко зафиксированной и регламентированной, передается генетически и через культурные отношения, несет информацию о психологии общественной жизни и характеризуют исторически сформировавшуюся душу народа. Такими правилами является нравственно-этическая основа и ценностные ориентиры общества. Писанные правила, наоборот, жестко зафиксированы, являются правовой интерпретацией нравственно-этической основы общества, выражают ее в форме буквы закона и создают общественную надстройку в виде гражданских отношений. Они апеллируют к логике человеческого сознания, регламентируют формальную сторону жизни общества. От степени согласованности обоих видов правил зависит благополучие страны, как легитимного государства.

Конституция любой страны является фундаментальным юридическим актом, инициирующим правовые отношения между жителями страны, превращая страну в государство, людей – в граждан, а народ – в гражданское общество. Конституция спасает общество от хаоса и цементирует социальную ткань в единую, однородную систему сдержек и противовесов – прав и обязанностей граждан, государственных служащих и органов власти. Несмотря на формальный характер конституции, ее важной особенностью является фиксация ключевых положений нравственно-этической основы общества, как желаемого, идеалистического образа государства в глазах большинства граждан, либо в глазах наиболее просвещенной части общества, берущей на себя ответственность за сущность и последствия государственного строительства.

Заложенные в основу конституции ключевые нравственно-этические ценности определяют содержание той ее части, которая описывает государственный инструментарий и конкретные правовые механизмы, служащие воплощению и эволюционному развитию желаемого образа государства – политическую и экономическую систему, институты гражданского общества, социально-экономические ориентиры построения государственной системы. Эту часть конституции, являющуюся дополнением к нравственно-этической части, назовем технической. Чем более реалистично и дальновидно изложена техническая часть конституции, тем менее декларативный характер она носит и более значимую пользу для общества она имеет.

Итак, конституция по своему содержанию состоит из двух блоков: нравственно-этической части и служащей ее воплощению технической части. Степень приносимой конституцией пользы обществу и ее исторической состоятельности зависит от двух факторов: точности передачи нравственно-этической основы общества и точности проектирования государственных механизмов для ее воплощения. С этих позиций проанализируем качество и сделаем выводы о необходимости изменения современной Конституции России, принятой по результатам народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 г. (далее – Конституция-1993).

Противоречивые особенности российской Конституции

Как правило, принятие конституции ознаменовывает новую веху в истории страны и народа: создается новое государство или кардинально обновляется существующее, утверждается новая идеологическая формация, меняется парадигма развития и политическая система, формируются новые социально-экономические отношения. Все происходило с Россией, начиная с 1989 г., и увенчалось событиями 1993 г., последствия которых определяют российскую государственную действительность до сих пор.

Источником и проводником конституционного строительства являются наиболее активные политические деятели, опирающиеся в своих действиях на политический ресурс или общественную поддержку. В первом случае изменения происходят сверху («верхи могут»), во втором – снизу («низы хотят»). В 1993 г. сначала сработал первый сценарий, став спусковым крючком для реализации второго. Не всегда конституционный язык отражает народные настроения, а истинные интересы и цели конституционных провозвестников совпадают с чаяниями рядовых людей, но хуже всего, когда конституция нивелирует зрелость и просвещенность общества в его способности к самоорганизации. Российская Конституция в 1993 г. закрепила именно такое положение вещей, став продуктом заказной работы послушных юристов под неусыпным оком зарубежных консультантов в тихих кабинетах власти и громкой популистской кампании политиков на публике среди растерянного и одержимого навязанной идеей «демократических» изменений народа. Таким образом, Конституция-1993 стала калькой с конституций некоторых иностранных государства, явив собой конъюнктурный документ, призванный сжечь мосты в прошлое и увлечь народ и страну в отчаянный прыжок к мнимой свободе над бездной блистающих внешней красотой, несостоятельных и не понимаемых по существу юридических формулировок. Главным общественным мотивом конституционных преобразований стало вынужденное, искусственное нагнетенное слепое стремление общества к снижению политического прессинга с расширением демократических свобод и повышению благосостояния с расширением экономических свобод.

С позиций сегодняшнего дня можно смело утверждать, что, олицетворяя в глазах общества символ свободы и благополучия, Конституция-1993 провозгласила авторитарность президентской власти и, в конечном счете, сделала Президента заложником внутренних и глобальных олигархических элит, а Россию – колониальным государством с внедренной извне конституционной моделью.

Главный изъян Конституции-1993 кроется в поверхностном содержании, подчиненном и второстепенном положении нравственно-этической части документа и в подчиняющем и первостепенном акценте на описании формальной стороны государственной системы. Даже вводная часть документа носит не только декларативный характер, но и содержит внутренние противоречия и разрушительный контекст. Признание долга чтить «память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» сочетается с утверждением о «возрождении суверенной государственности России», что разрывает историческую ткань времен, отрицая наследие предков и порожденную ими российскую государственность предшествующих исторических эпох. Традиции строительства Российской Империи и Советского Союза были коварным и циничным образом отринуты. В пору было говорить не о «возрождении», а о развитии традиций государственного строительства. Тем более, что предыдущий Основной закон нашей страны – Конституция СССР 1977 г. – в развернутом виде закладывал гораздо более обширный набор фундаментальных нравственно-этических и социально-государственных ценностей: «созидательная деятельность трудящихся», «общенародность государства», «могучие производительные силы», «благоприятные условия для всестороннего развития личности», «забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех», наличие осмысленной «высшей цели государства» и многое-многое другое. Вспоминая более древнюю традицию российской государственности, упомянем о Своде основных государственных законов Российской Империи от 1906 г., а именно о божественных основах (с их многовековой традицией) Государства Российского и власти Императора: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает» (ст.4).

Введение к Конституции-1993 не закладывает в фундамент государства реальную и подлинную нравственно-этическую основу общества, не отражает и не формирует в достаточной степени целостное самосознание общества в неразрывной связи време, тем самым отрывает его от корней и традиций, а сам акт «возрождения» России в 1993 г. делает наигранным и неестественным.

Устранение всех этих недостатков – тщательное описание этической основы и главных ценностей общества и страны – является первым шагом к реформированию Конституции-1993.

Перед кратким анализом технической части Конституции-1993 приведем изменение некоторых социально-экономических показателей России, доступных в Центральной Базе Статистических Данных Федеральной службы государственной статистики, за последние 20 лет с 1 января 1993 г. по 1 января 2013 г. При этом нужно понимать, что данные носят смягченный характер по причине значительного ухудшения состояния государства за время социально-экономического спада 1991-1993 гг. Состав показателей определяется объемом доступных данных в указанном источнике.

– Убыль численности постоянного населения – 3,5%.

– Снижение числа поселков городского типа (сравнение с данными на 1 января 2010 г.) – 38,2%.

– Снижение поголовья коров (данные Минсельхоза России, сравнение данных на конец 1993 г. и на 1 апреля 2013 г.) – 55%.

– Снижение посевных площадей (сравнение с данными на 1 января 2012 г.) – 31%.

– Снижение обеспеченности больничными койками на 10000 населения (сравнение с данными на 1 января 2011 г.) – 27%.

Как видно, цифры говорят о спаде производительного и социального потенциала страны за время действия Конституции-1993.

Польза Конституции-1993 для общества является искусственно раздутой и является примером декларативной спекуляции на государственных ценностях, успешно сформированных и ставших неотъемлемой частью жизни общества в предыдущие эпохи. Социальное лицо государства сводится к упрощенному набору государственных принципов и социальных благ: «социального государства», «достойной жизни и свободному развитию человека» (ст.7); «охране труда и здоровья», «минимальному размеру оплаты труда», «государственной поддержке семьи», «системе социальных служб», «государственным пенсиям», «гарантиям социальной защиты» (ст.8), – более подробно и не менее декларативно раскрытых во 2-й главе документа.

В целом Конституция-1993 носит чрезмерно патерналистский и упрощенный функциональный характер, низводя человека до уровня подчиненного власти гражданина, а государство – до системы социального и экономического обслуживания. Ни о какой высшей цели, могуществе, созидательности государства и общества речи не идет. Такой идейный базис закладывает порочную логику в техническую часть Конституции-1993 и, в первую очередь, в формирование административного устройства и системы управления государства. В политическом смысле с утверждением Конституции-1993 Россия лишилась свойств унитарного государства, придающих целостность и высокую управляемость всей территории, и оказалась раздробленной на субъекты федерации с расширенным объемом полномочий и чрезмерным административным аппаратом. Так внутри страны были посеяны семена государственного и социального разлада, стихийного формирования и самоуправства местных элит. На то была простая причина – желание столичной власть имущей группировки де-юре сохранить верховную власть в границах всей страны, отдав субъекты Федерации в качестве разменной монеты на откуп местным властям и элитам. Одновременно с этим в Конституцию-1993 была заложена модель гипертрофированной президентской власти, которая, будучи неограниченной действенными механизмами контроля и политического влияния со стороны общества и субъектов страны, де-факто свелась к президентскому абсолютизму. Доминирование центральной власти и первого лица государства свойственно российской традиции и вполне могло остаться мощным фактором всестороннего развития государства, но только при условии полноты и зрелости нравственно-этической основы Конституции и наличия реальных механизмов осуществления обществом государственного и местного управления.

Создание таких механизмов для превращения современной квазидемократии в подлинное народовластие с опорой на сильную президентскую власть является вторым шагом к реформированию Конституции-1993.

Предложения по реформированию российской Конституции

Приведем краткое видение описанных выше реформистских изменений Конституции-1993.

Изменения нравственно-этической части Конституции-1993:

‒ Открыто перечислить и признать равную ценность всех предыдущих исторических эпох российской государственности и полную преемственность России всей предыдущей истории.

‒ Четко указать высшую цель государства. Признать этой целью обеспечение всесторонней самодостаточности, максимальной реализации созидательного потенциала и непрерывного развития России в согласии с окружающей средой и на благо каждого гражданина России и всего человечества.

‒ Развернуто обозначить высшие ценности государства, включая жизнь человека в его созидательной и творческой деятельности.

‒ Вменить в основную обязанность государства создание условий и возможностей для раскрытия и реализации созидательного и творческого потенциала каждого гражданина и всего общества.

Изменения технической части Конституции-1993:

‒ Слить два законодательных органа власти (Государственную Думу и Совет Федерации) в единый Высший законодательный орган, формирование которого производить из числа делегатов от региональных законодательных собраний. Выборы в собрания всех уровней проводить только по одномандатным округам.

‒ Изменение полномочий Президента:

o 1 вариант. Правительство страны вывести из-под управления Президентом (за исключением вопросов внешней политики, спецслужб и обороны) и переподчинить вновь сформированному Высшему законодательному органу. За президентом оставить право введения чрезвычайного положения в стране с получением полномочий управления Правительством в полном объеме.

o 2 вариант. Правительство страны ввести под прямое управление Президентом, ликвидировав должность премьер-министра. Возложить на Президента прямую ответственность за деятельность Высшего исполнительного органа государства – Правительства.

‒ Состав Правительства формировать из кандидатур, выдвинутых Президентом и Высшим законодательным органом, по результатам голосования последнего.

‒ Заменить национальный признак деления ряда субъектов страны на комбинированный принцип – территориальный, культурный, экономический. Произвести соответствующее переформатирование состава субъектов страны.

‒ Ввести процедуру планирования развития государства и создания соответствующей иерархической системы планов деятельности органов власти всех уровней вплоть до территориальных самоуправлений.

‒ Ввести процедуру отчетности за результаты деятельности Президента и всех прочих ответственных лиц согласно единому плану развития страны.

‒ Лишить Президента статуса «гаранта Конституции». Ввести понятие гражданского согласия, как условия сохранения и выполнения Конституции, и ввести ответственность за его сохранение на Президента и Высший законодательный орган.

‒ Ввести в систему государственной власти и подчинить Правительству Центробанк России.

‒ Возвратить недра и доходы от их использования в монопольную собственность государства (газ, нефть, золото, лес и другие стратегически важные природные ресурсы).

Указанные реформистские шаги по обоим направлениям являются наиболее важными и срочными в деле назревшего совершенствования Конституции России, которую, несмотря на все ее недостатки, должно чтить и уважать всем гражданам, заинтересованным в укреплении и развитии нашей страны.

Возврат к списку