Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Страна сырья. Почему Россия продаёт зерно и лес, а не муку и стулья?

20.09.2014

Виктория Гудкова

Страна сырья. Почему Россия продаёт зерно и лес, а не муку и стулья?

Россия в нынешнем году может продать за рубеж рекорд­ные 30 млн тонн зерна. А не лучше ли перерабатывать зерно, лес, нефть в России, создавая новые рабочие места, и экспортировать уже готовую продукцию?

ФАКТЫ
Экспорт круглого леса из РФ вырос на 7% в 2013 г. Главные покупатели древесины из россии - Китай, Финляндия, Швеция.

Чужой помол

«Зерновики двумя руками за переработку зерна в России, - заверил Аркадий Злочев­ский, президент Российского зернового союза. - Но беда в том, что наши продукты переработки не покупают. Во-первых, это мировой тренд. Страны стараются покупать зерно и перерабатывать его на своей территории. Например, Узбекистан ещё 10 лет назад завозил свыше 1 млн тонн муки, а сегодня за счёт собственной переработки сократил покупки до 800 тыс. тонн. Объёмы мирового рынка муки и мирового рынка одной только пшеницы несопо­ставимы: 12 млн против 140 млн тонн. Во-вторых, наша мука неконкурентоспособна по цене. Мы выходили на рынки стран Юго-Восточной Азии и не смогли конкурировать там с турецкой мукой, которая, кстати, полностью получена из российского зерна. Дело в том, что турецкие экспортёры на родине получают дотации, и их товар становится дешевле нашего. Если государст­во нам тоже каким-то образом поможет, мы будем только рады. Пока же экспорт муки из России - меньше 300 тыс. тонн, из Турции, для сравнения, - 2 млн тонн».

Ситуация с зерном ещё не такая обидная. Всё-таки на прилавках российских магазинов преимущест­венно мука, макароны, хлеб отечественного, а не импортного производст­ва. А значит, наше зерно не возвращается в Россию в виде готовой продукции, оставляя налоги и рабочие места в других странах. А вот с древесиной зачастую так и происходит. И дело совсем не в том, что отечественные мебельщики плохо работают, а их продукция не находит спроса.

Под топор

«Российская мебельная промышленность - одна из немногих отраслей, поднявшихся без помощи государства, на голом энтузиазме пришедших в этот бизнес людей, - объяснила «АиФ» Ирина Фадеева, главный редактор журнала «Мебельный бизнес». - Продукция наших мебельщиков занимает примерно половину отечест­венного рынка. Они научились производить весь ассортимент массовой продукции. В своё время в секторе мягкой мебели они умудрились вытеснить датчан, немцев, финнов. До сих пор в ценовом диапазоне от 8 до 80 тыс. руб. мы видим диваны преимущественно российского производства. То же с корпусной мебелью. Но вот парадокс: в стране, которая является второй по запасам древесины в мире, дефицит сырья.

Ответственных заготовителей не хватает. Восстановление лесов - у нас проблема. Незаконные рубки - проблема. Эффективной программы, которая остановила бы вывоз леса-кругляка за рубеж, пока не появилось! Специали­сты в голос говорят, что древесина вывозится по серым схемам. А своим производителям при этом сырья не хватает. Мебельщики пытаются как-то влиять на ситуацию, но у них нет такого мощного лобби в правительст­венных кругах, как у лесников. К проблеме дефицита сырья добавляются и другие, общие для всех российских товаропроизводителей: дорогие энергоресурсы, налоговое бремя, отсутствие дешёвых «длинных» денег, сложности с открытием новых производств, высокие арендные ставки торговых площадей (для продажи мебели нужны пространства)».

Принудили...

Вопрос с переработкой главного россий­ского богатства - нефти - решался очень долго. Нефтяники тянули до последнего, выжимая максимум из нефтеперерабатывающих заводов, построенных ещё в СССР. А «выжимались» в основном мазут и дизтопливо, к производству высококачественных бензинов эти НПЗ не были приспособлены. Не мотивировал их даже принятый в 2008 г. Техрегламент, предполагавший постепенный переход с топлива стандарта Евро-2 на стандарты Евро-4 и Евро-5. Заставить топливных королей раскошелиться смог лишь Владимир Путин. Занимая пост премьер-министра, он заставил их подписать договоры, предполагающие штрафы за срыв сроков модернизации.

«Сыграл свою роль и растущий внутренний спрос на бензин, - рассказал Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. - В стране всё больше автомобилей, которым требуется исключительно высококачественный бензин. И сегодня модернизацию НПЗ ведут практически все неф­тяные компании. Наметилась тенденция снижения экспорта нефти при стабилизации добычи, видим, что переработка сырья внутри страны прирастает».

Однако на принуждение неф­тяников ушло больше 10 лет. За это время наши покупатели за рубежом уже привыкли считать Россию сырьевым придатком, не способным произвести качественные нефтепродукты. Они строят НПЗ у себя, и от нас им нужно только сырьё...

Источник


Возврат к списку