Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Ямы ценой в миллиарды. Как заставить чиновников строить хорошие дороги?

12.05.2015

Полина Молоткова, Алия Шарафутдинова, Елена Руденко, Юлия Попова, Алексей Чеботарёв (АиФ)  

Ямы ценой в миллиарды. Как заставить чиновников строить хорошие дороги?

Причина отвратительных ямочных ремонтов и плохих дорог - недостаточная квалификация работников, отсутствие контроля.

Ухабы в заплатах

«Дорогой смерти» давно называют участок федеральной трассы Тюмень - Ханты-Мансийск. На днях смерть подкараулила там двух мужчин и одну женщину - пассажиров обычного автобуса. Водитель пытался объехать яму, и машину унесло в кювет. Ещё 21 человек - в больнице.

Кто ответит?

Год назад прокуратура Уватского района выявила, что 98 из 226 км этого участка дороги - в неудовлетворительном состоянии. Впрочем, выявить это несложно - читатели «АиФ» ещё в 2012 г. внесли эти колдобины в список самых плохих дорог России. С тех пор, похоже, ничего не изменилось. Хотя власти обещали отремонтировать 49 км. Ямочный ремонт был предусмотрен в конт­ракте на содержание дороги и на том самом участке, где погибли люди. Но ответят ли за их смерть те, кто должен был залатать злосчастную выбоину?

Как показывает опыт, наказать горе-строителей можно. Яма, кювет, сотрясение мозга - житель Челябинска Олег М.потратил три года, чтобы отсудить 34 тыс. морального ущерба у Карабашского ДРСУ. Похожий судебный процесс проходил недавно и в Чебаркуле. Водитель, получивший множественные переломы и закрытую черепно-мозговую травму, отсудил у латателей ям 600 тыс. руб. Его автомобиль восстановлению не подлежит.

Но как заставить строить так, чтобы людям не приходилось выбивать из дорожников компенсации на лечение?

На болтах

Наши строители необычайно изобретательны. Недавно в Петропавловске-Камчатском на проспекте Победы - одной из самых оживлённых в городе улице - яму заделали... фанерой. Как сообщает журналист Владимир Хитров, дорожные рабочие засыпали несколько дыр в асфальте гравием, положили сверху фанеру и... прикрутили её болтами.

«В этом году челябинцы были свидетелями того, как ямы на дорогах засыпали каменным отсевом (отходами дробления). Его смыло первым же дождём, - рассказывает Александр Мамонтов, почётный дорожник Челябинской обл., заслуженный строитель России. - Почему не применяют современные материалы, к примеру, литой асфальтобетон? Он позволяет чинить дорожное полотно при любом повреждении - от трещины до ямы - без подготовительных работ и при минусовых температурах. Причина отвратительных ямочных ремонтов и плохих дорог - недостаточная квалификация работников, отсутствие контроля».

«Ямочный ремонт - это бред! За рубежом не знают, что это такое! - сетуетРамиль Хайруллин, председатель татарстанского отделения Федерации автовладельцев России. - У нас в Казани ежегодно ремонтируют одни и те же улицы, а иногда и те же ямы».

В Казани к Универсиаде 2013 г. на строительство и ремонт дорог потратили 39 млрд руб. «Хватило только на основные дороги, второстепенные разбиты», - говорит Р. Хайруллин. Сейчас подрядчиков Универсиады заставляют ремонтировать недоделки по действующей пятилетней гарантии.

Контракты жизненного цикла (когда компания, построившая дорогу, будет отвечать за её ремонт и обслуживание) должны отбить охоту использовать некачественные материалы и нарушать технологию. Но пока проектов с такими контрактами в стране - считаные единицы. Более активно внедряется практика гарантийного ремонта. Главное, чтобы фирма, положившая асфальт, не закрылась через месяц - иначе и спросить будет не с кого. Хотя очевидно: если подрядчики-однодневки появляются на дороге - значит, рядом надо искать нечисто­плотного чиновника.

«Коррупция - главная причина дороговизны наших дорог, - считает Павел Горячкин, глава Союза инженеров-сметчиков. - Помимо выплаты «откатов» чиновникам за участие в тендерах на строительство простор для махинаций дают устаревшие нормативы, созданные ещё в конце XX в. (см. инфографику). Поэтому бюджету всё труднее оплачивать стройки: у нас сейчас в год строят меньше 3 тыс. км автодорог, а в Китае - 30 тыс. км».

Выйдет ли губернатор на дорогу

Дмитрий Леонтьев, руководитель общественного центра «За безопасность российских дорог»

Власти и общество пробуют все способы влияния на качество дорог - через ГИБДД, прокуратуру, суды. Но решить важную проблему страны смогут только губернаторы.

Всё, в том числе и проблемы, начинается с тендеров на строительство и ремонт автодорог. Их организаторы - региональные и местные власти - ищут тех, кто сделает работу дешевле для бюджета. А дешевле чаще всего значит, что будут использовать самые старые технологии (и даже их нарушать), нанимать неквалифицированных рабочих из ближнего зарубежья... Надо снять это ценовое давление тендеров. Нужно следить, чтобы дорожно-строительные проекты и, самое главное, их реализация жёстко соответствовали федеральным стандартам. Если нет - гарантийный ремонт за счёт застройщика. Поможет и введение персональной ответственности губернаторов за аварийность на дорогах - в т. ч. и на федеральных трассах, проходящих через регион. Глава региона вполне способен повлиять на качество дорожного покрытия и на работу местной ГИБДД, которая играет большую роль в сокращении аварийности.

Источник статьи


Возврат к списку