Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Концепция развития российского села

Преамбула
В концепции кратко изложена точка зрения автора на решение сельского вопроса, тяжесть которого нависла сейчас над Россией подобно Дамокловому мечу. Разобраны основные проблемы, пусть во многом и являющиеся общеизвестными, но рассмотрение которых, необходимо для объяснения предлагаемого решения. Дано краткое описание основных параметров целевой модели новой российской деревни, вытекающей из описанной проблематики, но дополненной элементами, необходимыми для придания завершенности предлагаемому решению. Также приведены предложения по плану внедрения целевой модели. Понятия «село» и «деревня» в статье используются в одинаковом значении. Статья является развитием идейной основы ООД "Путь России" и Народного Движения.
 
 
Описание проблемы
 
Российское село сегодня находится в состоянии упадка и вырождения, дичает и умирает. Причиной тому является не отсутствие целенаправленной аграрной политики, а кризис развития государства и общества, угасание всей российской цивилизации. Развивается только то, что имеет смысл и жизнеспособные формы существования. У российской деревни сейчас нет ни «высокой идеи», ни конкретных схем целостного развития. Все это дополнительно усугубляется рядом проблем, назревших за последние двадцать лет российского «капитализма».
Материальные проблемы:
1. Отсутствие порядка в земельных отношениях.
Громадный объем земель выведен из сельхозоборота, что ликвидировало производственный базис. Земельные активы оказались размыты среди разрозненных пайщиков или попали в руки «стратегических инвесторов», заинтересованных лишь в спекулятивной перепродаже земли. Высокое понятие «хозяин» на селе исчезло.
Причина: 1) Стихийное, ставшее ошибочным перераспределение земли в период несовершенного законодательства. 2) Коррумпированность региональных и местных властей. 3) Слабое участие федеральных властей в совершенствовании и контроле применения земельного законодательства.
2. Отсутствие современной инженерной и социальной инфраструктуры.
За годы «новой» России инфраструктура села практически не развивалась. Если не считать поддержание в сносном состоянии советского актива, единственным заметным позитивным явлением можно рассматривать только газификацию села. В ситуации наличия обветшалой или просто отсутствующей инфраструктуры с учетом тяжелых климатических условий в России жизнь на селе не только неудобна, но и небезопасна.
Причина: 1) Отсутствие государственной политики развития села, а как следствие, отсутствие необходимого финансирования капиталоемких вложений в инфраструктуру. 2) Иждивенческое мышление и упаднические настроения муниципальных властей, отсутствие у них политической и экономической мотивации строить инфраструктуру.
3. Отсутствие у граждан материальных возможностей обустройства своей жизни на селе.
На селе элементарно отсутствуют возможности удовлетворения основных материальных потребностей. Существующее сельское население имеет низкий уровень жизни, живя за счет пенсий, заработков в городе, редких сегодня агропредприятий и личного подсобного хозяйства. Переезд новых людей на село сдерживается препятствием в виде финансовой неподъемности покупки (строительства) и обслуживания своего жилья.
Причина: 1) Отсутствуют эффективные сельские хозяйства и предприятия, обеспечивающие местных жителей рабочими местами и достаточным стабильным доходом. 2) Отсутствуют доступные формы кредитования и финансовой поддержки переселенцев из города в село.
4. Техническая и технологическая отсталость села.
Эксплуатируемая сельхозтехника (транспорт, машины, оборудование) сильно изношены, применяемые технологии сельхозпроизводства сильно устарели по сравнению с современным уровнем развития науки и техники. Сельское хозяйство стало сегодня технологически неэффективным и сверхзатратным в ресурсном плане.
Причина: 1) Отсутствие доступных инвестиционных средств у сельхозпроизводителей. 2) Инерционность мышления сельхозпроизводителей. 3) Агрессивное лоббирование своих интересов крупными производителями товаров для сельхозпроизводства, в частности, в секторе минеральных удобрений.
 
Несмотря на всю тяжесть и запущенность материальных проблем нематериальная проблематика является не менее острой, и кроме того, ключевой в сельском вопросе:
1. Деревня – символ отсталости.
Деревня стала объектом иронии и насмешек. В общественном сознании она абсолютно не модна и ассоциируется с коровками, березками, валенками, болотом, а того еще хуже с тупостью, примитивностью, неустроенностью, пьянством. Люди, которые там живут, воспринимаются как энтузиасты-фанатики, неудачники и ненормальные.
Причина: В информационном пространстве сейчас отсутствует достаточное число примеров и образов успешной, передовой, культурной жизни на селе, «героев» села. Вместо этого навязывается суррогат современной городской культуры потребления и развлечения.
2. Деревня не интересна для проживания и освоения.
Село обескровливается: с одной стороны, идет отток людей из села, в т.ч. квалифицированных кадров, с другой – отсутствует приток новых людей. В сознании современного российского горожанина нынешняя деревня является чужеродным телом, ей не остается там места. Разум горожанина находится в блокаде информационного прессинга и материальных забот, что делает его слабовосприимчивым к объективным аргументам преимуществ жизни на селе. Намерение захотеть переселиться на село в такой ситуации не может возникнуть в принципе, поскольку разум говорит человеку о деревне, что это бесперспективно, а сердце – что это чужое. Село сейчас пополняется лишь городской беднотой, убегающими от цивилизации людьми, маргиналами.
Причина: 1) Деревня не предлагает привлекательные формы жизни, схемы социальной и хозяйственной организации, возможности личной реализации, справедливые механизмы местного самоуправления.
2) Самая главная причина: деревня не встроена в цивилизационный код России, является периферией как физической, так и политической, стала враждебной нынешнему режиму, делающему ставку на воспроизводство необразованных, апатичных, безынициативных граждан, что как раз несовместимо с моделью новой российской деревни.
 
 
Целевая модель новой российской деревни (укрупненно)
 
Для спасения и подъема села необходимо уйти от чисто технократического подхода и активно задействовать гуманитарные и социальные технологии. К настоящему времени назрели новые эффективные формы развития села, социальных и экономических отношений на селе, лишенные негатива «колхозного закрепощения» и «рыночного порабощения».
В условиях обезлюдивания и падения авторитета деревенской жизни в сознании горожан необходимо создать и внедрить целевую модель новой российской деревни (далее – Модель), которая:
·   принесет на село «цивилизацию»: благоприятную социальную среду, комфортный тип жизнеустройства, безопасные условия жизни, возможности реализации селян в аграрной и других сферах;
·   обеспечит бытовой комфорт и материальный уровень жизни не ниже среднего городского;
·   создаст сельский средний класс – хозяев домовладений, земли, предприятий, долей в кооперативных хозяйствах.
Таким образом, испытывая тотальный информационный и материальный прессинг, город является инерционным к необходимым для развития государства изменениям, поэтому именно деревня может стать локомотивом эволюционного, и в первую очередь, социального преображения города, что даст толчок политическому и экономическому развитию всей страны.
 
1. Идеология.
Прежде всего, в основу целевой модели новой российской деревни нужно заложить смысловое ядро, встраивающее решение вопроса развития села в стратегию развития всего государства. Для этого необходимо создать высокую идеологию – захватывающую мечту, светлый одухотворенный образ новой российской деревни.
Смысловое ядро: масштабное освоение сельских территорий – главное условие возрождения и развития России, оздоровления и роста российской цивилизации.
Деревня должна стать:
·   неотъемлемой и важнейшей частью российской цивилизации в сознании граждан и государственной политике;
·   приоритетом социально-экономической политики государства, важнейшим полюсом роста экономики, фактором консолидации общества и улучшения демографии страны;
·   плацдармом для внедрения новой социальной модели, предусматривающей назревшее проведение смены общественных ценностей и социального устройства всего российского общества.
Ценностный вектор социальной модели – здоровое общество социальной справедливости, в котором:
·   гармоничные отношения между людьми, гражданский мир, добрососедство, высокая социализация людей, национальное самосознание и единство, свобода воли и свобода выбора каждого человека;
·   члены общества руководствуются принятыми законами, традициями, высокими моральными ценностями и обычаями, являющимися выражением естественного образа жизни;
·   делается ставка на семейные ценности, многодетные семьи (норма 3-4 ребенка), родовую преемственность.
Организационная основа социальной модели: опора на сообщества – устойчивые объединения людей, связанные общими традициями, моралью, интересами, ценностями и т.д.
Речь идет о реализации различных вариаций принципа соборности, без которого подъем на селе совершенно немыслим и который является традиционным социальным укладом российской деревни, обусловленный менталитетом населения и природно-климатическими условиями.
Каждое сельское поселение должно стать самодостаточным сообществом, микро-цивилизацией, здоровой и продуктивной ячейкой общества и гармонично встроиться в окружающую политическую, общественную, экономическую среду по принципу «государство – это сообщество сообществ».
Социальное преображение села является условием для ее хозяйственного и демографического подъема.
В новом, создаваемом на селе, типе общества должны присутствовать все условия и возможности для нахождения каждым человеком профессионального применения себе, личного развития, реализации внутреннего потенциала.
Костяк каждого сельского поселения должен составлять коллектив наиболее компетентных людей – проектная команда с высоким уровнем организации и полноценно укомплектованная всеми необходимыми кадрами: административными руководителями поселения («политиками»), руководителями экономических процессов («хозяйственниками»), техническими и прочими специалистами. Для этого должна вестись целевая кадровая политика.
Любой проект восстановления, создания, обновления сельского поселения должен в своей основе содержать процесс внедрения выше описанного социального кода, что позволит увлечь людей не мимолетными материальными, а устойчивыми духовными целями, не искусственно механически прикреплять людей к деревне, а создавать у них естественный органичный мотив жить в деревне.
Все государственные и общественные программы развития села должны сопровождаться лозунгом: «Счастливая жизнь на селе – воплощение российской мечты в 21 веке!»
 
2. Политика.
Численность жителей каждого сельского поселения 100-10000 человек.
Поселения должны иметь собственную систему местного самоуправления, в работу которого должно быть вовлечено больше половины части населения.
Как вариант: для этого в поселениях создается ТОС (территориальное местное самоуправление) согласно ст. 27 Закона 131-ФЗ «Об общих принципах развития Местного самоуправления».
ТОС должен активно взаимодействовать с муниципальной властью по вопросам развития территории поселения, вплоть до получения отдельных полномочий муниципалитета и финансовых средства для их реализации.
Главным условием успешного создания и функционирования ТОСа является наличие в поселении активных и компетентных управленческих кадров и активность населения.
Жителям поселения не нужно во всем рассчитывать на муниципальную власть, а максимально в пределах своих полномочий действовать самостоятельно, подавая властям пример инициативного и эффективного хозяйствования.
 
3. Экономика.
В каждом поселении помимо сельхозпредприятий, которые создаются в приоритетном порядке, должны действовать предприятия других производственных отраслей, а также предприятия по оказанию услуг населению, чтобы обеспечить всестороннюю занятость селян, не ограничивая ее только сферой сельхозпроизводства.
Направления деятельности предприятий поселения определяются планированием на уровне муниципалитета, субъекта РФ или по частной инициативе жителей поселения. Планирование должно быть направлено на максимизацию уровня самообеспечения субъектов РФ собственными продуктами сельхозпроизводства.
Инициаторам создания предприятий в поселениях должна оказываться поддержка в Едином центре поддержки села (на первом этапе вновь созданная некоммерческая организация с дальнейшим переводом в статус государственного органа).
Необходимо реализовать политику выявления и поощрения «активных хозяйствующих субъектов» среди живущих на селе и переселенцев из города, целевым образом помогать им ресурсно и информационно, способствовать созданию вокруг них проектных команд и рабочих коллективов.
Все аграрные предприятия должны быть включены в товарную экономику путем обеспечения гарантированных каналов сбыта продукции через открытие доступа к торговым сетям и другим торговым учреждениям, проведение государственных интервенций и субсидирования экспорта.
Ключевым моментом активизации сельскохозяйственной деятельности поселений является создание типовых, отработанных законодательно, максимально эффективных типов аграрных хозяйств, имеющих определенный набор организацонно-правовых форм, технических и технологических решений.
Выбор того или иного типа хозяйства будет зависеть от природно-климатической специфики, сложившейся экономической среды, практики земельных отношений, социальных настроений на территории поселений.
Основные формы аграрных хозяйств, подлежащие развитию:
·   фермерское хозяйство – создается частным личным капиталом (малые и средние типы предприятий);
·   аграрное предприятие (агропредприятия) – создается частным промышленным капиталом (средние и крупные типы предприятий);
·   аграрный кооператив (агрокооператив) – создается смешанным частно-государственным капиталом (малые, средние и крупные типы предприятий).
 
Поскольку приоритетом развития села является достижение максимального социального эффекта, а наибольшим потенциалом этого обладают агрокооперативы, то для их создания и развития необходимо обеспечить наиболее благоприятные условия.
Агрокооператив – гибкая форма аграрного предприятия, основанная на совместном хозяйствовании, участии работников в управлении, капитале и прибыли предприятия, реализующая коллективный (общественный) тип собственности на средства производства и принцип самоуправления сообществ.
Агрокоопеартив позволяет эффективно концентрировать человеческие и материальные ресурсы даже там, где другие типы хозяйств не развиваются по тем или иным причинам. Его основой является команда собственников-учредителей, составляющая профессиональное и управленческое ядро предприятия. Рядовые работники нанимаются на контрактной основе и собственниками (совладельцами) могут  стать при условии повышения своей квалификации и расширении должностных обязанностей в результате развития предприятия. В целом коллектив агрокооператива является современным прообразом общины. Одним из хозяйственных элементов агрокооперативов должны быть потребительские кооперативы.
Агрокоопеартивная форма хозяйствования требует детальной проработки и законодательного утверждения.
В свою очередь фермерские хозяйства и агропредприятия должны быть обязаны брать на себя определенный объем социальных обязательств, который будет позволять развиваться социальной среде поселений.
Кроме того, у каждого жителя поселения должна быть возможность вести свое подсобное хозяйство.
 
4. Технологии и техническое оснащение.
Технологическое состояние аграрной отрасли на сегодняшний день настолько плачевное, что требуется проведение «российской зеленой революции 21 века» (массовые технологические методы ведения сельского хозяйства, повышение производительности сельского труда, плодородия почв и урожайности выращиваемых культур, использование новых видов техники, новых сортов культур и пр.). Эта кампания должна быть проведена на основе ревизии и обобщения лучших отечественных и зарубежных разработок в области сельского хозяйства. При этом должна быть запущена программа восстановления и развития отечественной научной аграрной школы, оказания российским ученым и разработчикам ресурсной и организационной поддержки.
Приоритетом в технологической политике должно быть развитие сберегающих аграрных технологий, позволяющих повысить экономию ресурсов и снизить «износ» почв.
Важно запретить использование в российском сельском хозяйстве трансгенных технологий и производство генномодифицированной продукции.
Все результаты технологических изысканий должны включаться во вновь созданный «государственный банк сельских технологий», содержимое которого будет доступно всем российским поселениям и сельским предприятиям.
Отдельным важным вопросом стоит воссоздание отечественного аграрного машиностроения для обеспечения села качественной и недорогой российской техникой, что требует инновационного рывка и организационного совершенствования всей машиностроительной отрасли.
 
5. Инфраструктура.
Создание инфраструктуры  – главный материальный фактор возрождения села.
Должны быть приняты государственные программы создания сельской инфраструктуры:
·   инженерной (водопровод, канализация, газ, теплоснабжение и пр.)
·   социальной (учреждения образования, здравоохранения, отдыха и пр.)
·   информационной (интернет-каналы, единый информационный интернет-ресурс российской деревни и пр.)
 
6. Земельный вопрос
На селе должен появиться «хозяин». Для этого требуется наведение порядка в земельных отношениях на селе. Целями государственной политики в этом вопросе должны стать:
·   изъятие сельхозземель у нынешних собственников (в т.ч. владельцев паев) в случае нецелевого использования или запущения земли (высокое налогообложение или отчуждение);
·   возврат земель в сельхозоборот путем их конкурсного перераспределения между существующими и вновь создаваемыми хозяйствами.
 
7. Ресурсное обеспечение.
Все программы развития села должны быть в достаточном объеме обеспечены финансовыми ресурсами, которые необходимо довести до конечных получателей в виде кредитов, займов, субсидий, дотаций наименее затратными способами – через региональную сеть подразделений специализированного или аккредитованного государством банка.
 
8. Территориальное планирование.
Размещение поселений должно быть увязано с расположением объектов социальной, транспортной и деловой инфраструктуры. Для этого используются существующие разработки по зонированию территорий.
 
 
Действия по внедрению целевой модели
 
Главная текущая задача стоит не в запуске отдельных разрозненных «сельских проектов», а в создании жизнеспособной Модели путем ее апробирования и совершенствования через запуск первой очереди этих проектов, чтобы затем на всей территории страны запустить масштабный процесс создания сети сельских поселений нового типа согласно Модели.
Таким образом, весь процесс возрождения и развития села включает два основных этапа:
1. Этап общественной инициативы – создание Модели:
– разработка Модели: выявление реальных примеров успешных хозяйств и успешного внедрения отдельных технологий в сельской жизни, обобщение текущих разработок и практик  в области освоения сельских территорий;
– планирование и запуск первой очереди проектов;
– проведение PR-кампании, популяризующей проводимую деятельность;
– создание сети активистов и успешных поселений;
– создание аграрного интернет-ресурса, выполняющего организационную, информационную, координационную функцию;
– создание Единого центра поддержки села в форме НКО, банка сельских технологий;
– разработка проектов законов для реализации Модели в рамках государственной политики.
2. Этап государственной политики – внедрение Модели.
На данном этапе государство перехватывает «эстафету» у общества и все наработанные результаты включает в состав государственной сельской политики.

Разработчик: А.В. Андрианов